М. Кляйн и теория объектных отношений

    М. Кляйн, исходя из наблюдений за младенцами (до 1 г.), пришла к выводам:  1) ребенок воспринимают мир по средствам фантазии 2) они еще не способны отделить внутренние от внешнего 3) восприятие младенцев (в отличии от взрослого) фрагментировано, т.е. первые мес. жизни младенец воспринимает мать «раздельно»: лицо, руки, грудь. 
    В работах Кляйн большое внимание уделяется анализу восприятия младенцем материнской груди. Она может быть либо «хорошая и кормящая», либо «злая и фрустрирующая». Если грудь не кормит, то это плохой объект, если молоко есть всегда и в достаточном количестве — это хороший объект. Т.о. в сознании младенца в первые месяцы жизни, в еще формирующейся психике, словно 2 матери (груди): хорошая и плохая (интеграция произойдет лишь к концу первого года). 
      Баланс этих 2х объектов окажет существенное влияние на дальнейшее отношение с миром и к себе. Если доминирует хороший объект — формируется базовое доверие к миру, открытость, чувство безопасности, ребенок идентифицируется с любящим объектом (кормящая грудь). Если в восприятии младенца доминирует – «плохая грудь» формируется базовое недоверие к миру, переживается ощущение опасности, злости и т.д. В психике ребенка оказываются интроецированны (помещены во внутрь) хороший и плохой первичные объекты. При этом, в своей фантазии младенец старается удерживать «хорошие» и «плохие» объекты раздельно, иначе «плохие» могут испортить «хорошие», смешавшись с ними. 
    Стадия расщепления материнского объекта продолжается первые 3-4 мес. жизни младенца и получила название шизоидно-паранойяльной позицией. Кляйн отмечает, что это не просто этап жизни, а модель отношения к миру и себе, которая будет влиять в будущем. В следующей позиции, которую М. Кляйн назвала «депрессивной», младенец начинает воспринимать мать, как целостный объект, а не только «хорошую» и «плохую мать» — происходит интеграция объекта. Если раньше он злился на «плохую» мать, то теперь появляется страх разрушить и «хорошую» мать тоже, т.к. это один объект. На смену злости приходит вина и попытка сохранить контакт с целостным материнским объектом, от которого зависит его жизнь. Если этот этап своего развития ребенок переживает относительно спокойно, то у него развивается способность испытывать благодарность, привязанность, эмпатию.
    Безусловно, эти стадии не являются единственным, что формирует отношение к миру, они скорее задают базовое мировосприятие, которое в последующем может подтверждаться, либо опровергаться. Но, как показывает практика, более нарушенные клиенты отражают в своем мышлении и поведении параноидально-шизоидную позицию: использование примитивных психологических защит, проективная идентификация, проекция в других своих не принимаемых чувств, «черно-белое мышление», наличие внутренних противоречий и проч. В то время как более здоровая личность в своем отношении к миру и другим людям чаще переживает чувство доверия, безопасности, эмпатии и близости.