Он пропал после первого свидания…

В этой статье мне хотелось бы сформулировать ряд психологических гипотез, которые могут описывать ситуацию, когда он (реже она) пропадают после свидания, хотя ничего не предвещало проблем и отношения хорошо развивались. Отмечу, что различного рода форс-мажорные обстоятельства мы в расчет не берем, а сфокусируемся на специфичной, уклоняющейся модели поведения при выстраивании отношений.

Если рассматривать психологические основания подобного поведения, можно констатировать т.н. небезопасный тип привязанности, для одного из вариантов, которого характерен уход и бегство от отношений. Чаще всего в личной истории, с подобным типом привязанности, стоят ситуации про эмоциональную депривацию, либо брошенность и тяжелые не проработанные чувства связанные с потерей (эмоциональной депривацией) значимого объекта. В результате чего, если рассматривать патокинез подобного поведения, формируются разнонаправленные тенденции: с одной стороны, человек хочет и стремится к близости (следую А. Маслоу это одна из базовых потребностей), а с другой, чем ближе к удовлетворению этой потребности, тем выше страх. Многие люди даже не осознают этот внутрипсихический конфликт, т.к. он вытеснен в бессознательное, а объясняют свои поступки тем, что «пропал интерес.

Вторая версия подобного поведения так же связанна с небезопасным типом привязанности, но отсылает нас уже не к детским травмам, а к стремлению завоевать, очаровать, соблазнить и бросить. Подобное поведение обычно характерно для истероидных личностей. Им важно влюблять (тем самым поднимать свою самооценку за счет противоположного пола), секс, зачастую, оказывается не важен, либо имеет значение: «еще один трофей в копилку» (больше нарциссические тенденции).

Впрочем, возможен вариант, когда секс был «слишком быстро» и эмоциональные связи не успели сформироваться. Реализовав «биологическую программу» доминанта в головном мозге (говоря языком физиологии) угасает и мотивация на развития отношений снижается (это, по большей части, касается мужчин), т.к. основная цель на уровне физиологии – это реализация биологической программы.

  Представленные версии не исчерпывают все возможные варианты развития событий и внутренних мотивов поведения людей, тем не менее, остается ключевой вопрос «что делать в подобных ситуациях?»

Самый лучший вариант, это конечно диалог и обсуждение (безоценочное!) произошедшего, попытаться понять логику партнера. В большинстве случаев это не возможно в силу того, что человек «пропал и не выходит на связь», либо не может объяснить мотивы и логику своих поступков (или считает, что все нормально).

В таких случаях важно объективно оценить (это можно сделать только с психологом) тип привязанности партнера и его личностные особенности. В ряде случаев за подобным поведением может стоять, говоря научным языком, низкий уровень дифференции и пограничные черты личности (психолог может это определить в ходе психотерапии). Наличие указанных особенностей снижает вероятность положительного прогноза на развитие эмоционально удовлетворительных отношений, но если у второй половины тоже низкий уровень дифференциации, то подобные качели с бросанием могут устраивать обе стороны в отношениях. (Да, есть такие женщины, которым нравятся «плохие парни» — чем хуже, тем больше люблю).

Если же вы ориентируетесь на стабильность и надежную привязанность, важно понять:
— комфортные ли для Вас границы в паре и сформулировать вместе общие правила;
— увидеть, как функционирует и запускается механизм «отдаления» в паре;
Обсуждение этих моментов с партнером является формой психологической профилактики эмоциональных разрывов, сор и конфликтов.

Если у Вас все это получилось самостоятельно – поздравляю, но в большинстве случаев, это пара месяцев работы над собой и над отношениями в психотерапии.

Большим ресурсом для пары является возможность обсуждать сложности. Если это есть, то опыта с «бросанием» обычно не возникает, т.к. партнеры могут это обсудить и принять превентивные меры. Важным условием является высокий уровень рефлексии и развитое наблюдающее Я, у людей с непрожитой травмой брошенности (эмоциональной депривацией), как правило, эти навыки представлены слабо. Также нарушена способность к символизации, снижено умение отмечать многогранность межличностных отношений (мир плоский и черно-белый). Указанные признаки способны значительно снижать уровень удовлетворенности отношениями и являются показаниями к психотерапии.

Метки: ,