О нарциссизме
В нашей культуре традиционно наблюдается путаница между любовью к себе и нарциссизмом (многие путают эти феномены). В принципе, любовь к себе является маркером психологического благополучия личности и предпосылкой способности любви в другому человеку. Для нарцисса ситуация несколько иная, о подлинной любви и уважении к себе, в случае нарциссизма, говорить не приходится. Нарцисс раздувает грандиозное ложное-Я (жестокое, склонное эксплуатировать других, безапелляционное и требующее), но глубже этой маски располагается уязвленная, неуверенна детская часть, для которой свойственно: ощущение пустоты, жесткая самокритика, одиночество. Об этой отвергнутой части знает сам нарцисс и и те кто видел его в минуты поражения.
В межличностной сфере, близкие и теплые отношение нарциссам мешает выстраивать первоначальная идеализация партнера и последующие обесценивание, часто это приводит к одиночеству, но, вместе с тем, защищает личность от близости и возможных ударов. Насколько нарциссы критичны к другим, настолько же их нарцссическая часть жестока по отношению к самим себе. Эмпатия, сострадания недопустима, как к другим, так и к самими себе. Бесконечный перфекционизм заставляет их достигать все новых и новых высот, компенсируя внутреннюю слабость и неуверенность, это не подъем в верх, а бегство от самого себя «никчемного», лузера. Столкнуться со своей брошенной и слабой частью для них означает депрессию и тяжелые страдания, но как не парадоксально — вся грандиозность нарцисса «стоит на плечах» внутренней неуверенности и «никчемности».
Любая неудача приводит к крушению Колосса на глиняных ногах и нарцисс сталкивается со своей вытесненной частью, ему очень трудно сохранить позитивное, самоценное восприятие себя в ситуации неудачи. Самооценка нарцисса колеблется вслед за внешними успехами или поражениями (середины для них не существует). Нарцисс требует от других особого, исключительного подхода к себе, все вокруг «должны и обязаны», если другой человек осмелился иметь иное, не совпадающее мнение, то это может привести к вспышке нарциссической ярости и агрессии. Нарциссы не стесняются использовать других людей если им это нужно, их мало интересуют чувства других, окружающие — это только средство для достижения целей. Уважения, в их системе координат, достойны лишь те кто выше и круче их (те от кого они в чем-то зависимы), но и эти отношения для них могут наполняться болью, т.к. скрытая или явная зависть делает контакт невыносимым.
Современная культура достаточно нарциссична: успех и престиж провозглашаются эталоном и целью. Не важно какой ты человек — важно социальное место, статус, который ты занимаешь. Зачастую родители имеющие нарциссический радикал внутри подпитывают и закрепляют подобное поведение у ребенка. Такие родители хорошо заботятся о теле малыша, но внутренний мир ребенка для них остается не понятен; они крайне редко проявляют к своим детям безусловную любовь, чаще их любили за что-то, по принципу: «родительскую любовь надо заслужить»; они оценивают личность ребенка, а не его поступки.
Безусловно, терапия нарциссического расстройства личности достаточно трудная вещь, хотя бы в с силу того, что нарцисс сначала идеализирует, а потом обесценивает психотерапевта и так постоянно, З.Фрейд считал нарциссов практически «непригодными» для психоанализа, т.к. у них не формируется объектный перенос, что создает значительные преграды в ходе психотерапии. Но психология не стоит на месте и в настоящее время психотерапия нарциссических личностей становится возможна.