Психологическая травма «для чайников»

Постараюсь кратко и понятно объяснить, что такое психологическая травма. В психологии, понятие травма — достаточно широкое, это не обязательно ужасное событие, это может быть и фоновое состояние превышающие по своей силе/продолжительности/значимости адаптационные механизмы личности. Примеры травм, которые могут не всегда осознаваться: эмоциональная депривация (родители были заняты чем угодно, только не внутренними переживаниями ребенка), или травма автономии — все решения принимали родители.
Подобные депривационные травмы (в широком смысле) — нарушение потребностей, проще понять на примере анекдота: «Еврейская мама кричит своему сыну: «Мойша, иди домой!» «Но почему, мама? Я проголодался?» — отвечает он. «Нет. Ты замерз» — говорит мама.
Понятно, что у матери из анекдота, скорее всего, своеобразные отношения с отцом ребенка — точнее с его отсутствием. Когда мальчику стукнет 20- 30- 40- лет, он все также будет рядом со своей мамой, умеющей любить, лишь из состояние тревоги, вины или др.
Психологическая травма приводит к расщеплению Я на несколько частей (разные авторы, теоретические  подходы выделят различное количество этих частей, соотв. различные названия): раненная (детская) часть, критикующее/защитная часть (обычно она относится очень негативно к детской части) — когда эта часть активизируется клиент может начать критиковать себя или требовать от себя собраться и быть всегда и во всем успешным и сильным.
Также есть наблюдающее Эго (с ним в случае травмы сложнее всего), фактически оно утрачивается, хотя именно метапозиция может дать ресурсы и поддержку травмированной детской части, т.к. последняя содержит в себе всю боль отчаяния, стыда и выны за произошедшее.
Детская часть обычно возраста травмы, и переполнена виной и чувством никчемности. Насколько этой части необходима любовь, настолько же она не уверена, что есть шанс ее получить. Повторюсь еще раз, травма — это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО событие, травмы — бывают от депривации и не удовлетворения в детстве важнейших детских потребностей (схема-терапия особенно четко показывает последствия подобных нарушений).
Внутренний Критик обрушиваясь на детскую часть реализует функцию контроля (контролировать мир и окружающих, чтобы травма больше не повторилась, а также контролировать свою детскую часть, которая может в любой момент вырваться наружу), т.о. Критик осуществляет осуществляет защиту личности от вторжения травмирующих переживаний. Часто воспоминание и само осознание травмы вытеснено, иногда, клиент в ходе терапии может сказать с болью в голосе: «Пришел к Вам, надеялся за 1 сеанс все решить, а чем больше хожу — тем больше вижу проблем».
Чаще всего клиент идентифицируется с критикующей части и настроен антагонистически по отношению к детской части; задача психолога иная: поддержать и обеспечить условия для реабилитации, развития, роста детской части и через признание смягчить Критика. Фактически это процесс терапевтической интеграции, а не травматического расщепления. Соответственно: первый этап в психотерапии — знакомство, дифференциация каждого Эго-состояния, признание их сильных и слабых сторон. Далее — принятие каждой части, признательность им (не должно быть «внутренних изгнанников»), последний этап — интеграция.

К сожалению, или к счастью, психолог работает без наркоза… Поэтому, в терапии психологических травм велика вероятность срыва и прекращения терапии, причины могут быть самые разные (нет денег, слишком больно и дорого и проч.) — но часто за этим стоит сопротивление и страх изменений (традиционно, оно начинает включаться ближе к концу перовой стадии терапии, хотя здесь все субъективно). Задача психолога в этом случае, заранее проговорить эти моменты, например: «Возможно, в ходе психотерапии, Вы захотите меня бросить, точно также, как Вас эмоционально бросали Ваши родители» или «Похоже, Ваш внутренний Критик/Защитник очень сильно напрягается, когда мы говорим о потребностях Вашей травмированной части, я думаю, он негативно относится к психотерапии и помощи Ребенку» и проч. интервенции.
Каждый процесс психотерапии индивидуален, здесь нет единого «рецепта счастья» за 50 минут, но если есть готовность и желание, все проблемы решаемы.

Вы Всегда можете записаться на психологическую консультацию по телефону: 8-904-989-73-76