Психодиагностика. Конспект лекций
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт (1832—1920) первые эксперементы – интроспекция (наблюдение, скорее психо-физиологические тесты).
Герман Эббингауз (1850—1909), изучавший законы память,
Джеймс Кеттелл (1860—1944) — провозглашена необходимость стандартизации тестов.
А. Бине (1857—1911), исследование интеллекта. (Коэффициент IQ — В Штерн).
Многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI) = СМИЛ Собчик — Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.
Психологические защиты Плучек.
чернильных пятен Роршаха.
Мюррей ТАТ + Сонди,
Классификация понятйи
Люшер
Рисунок Человек (К.Маховер),
Дом-дерево-человек.
Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:
1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проек¬ции личности, не ограничиваемой социаль¬ными нормамии оценками;
3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а свое¬го рода модус личности в ее взаимоотно¬шениях с социальным окружением
Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бака
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона – будущее/мужское/ интеллектуальное, левая – прошлое/жен/эмоц.,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,
Перспектива
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) – чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан.
Рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
— завышенная самооценка
-субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
— держаться над- ситуацией, в стороне
чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
— субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
— субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Рисунок выходит за край листа – бегство в прошлое/будущее/ фантазии/депрессию, либо органика. Контуры очень прямые – ригидность, скурпулезность.
Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.
Штриховка, подчеркивания — тревога, если штриховка с выходом за пределы листа тенденция к импульсивному ответу.
Слабый нажим – астения, депрессия,
Наличие доп.деталей – в принципе, признак богатого мира, но их избыток может привести к тому, что главное тонет во второстепенном (неумение ограничивать себя) /чрезмерную заботу об окружении.
Стирание или перерисовка перфекционизм, важный элемент/источник переживаний/ конфликт.
Линия основы (земли) — Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом каче¬ства, например: «Мальчик катается по тонкому льду».
Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревоги, бес¬покойство.
Контур земли, спускающийся вправо вниз, — ожидание неяс¬ного и опасного будущего, тревожность (интенсивность тревоги показывает крутизна наклона).
Контур земли, поднимающийся направо вверх, — присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интенсивность за¬висит от крутизны подъема).
Рисунки мелочные, щепетильные — обессивно-компульсив-ные тенденции.
рисунки чел. профиль(анфас) — если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъек-та как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием реакций на глубинное чувство незащищенности.
Прозрачность — игнорирование реальности. Показывает сте¬пень поврежденности общей структуры личности органическим или патоэмоциональным фактором (или обоими вместе) до та¬кой степени, когда это уже мешает личности правильно оцени¬вать реальность.
Эта степень (патологичность) может быть измерена числом прозрачностей и их величиной (например, прозрачность рука¬вов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрач¬ность стены дома).
Погода (какая погода изображена) отражает переживания субъекта, связанные со средой в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос¬принимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем инструктировать, надо выяснить отношение субъекта к изобра¬жаемой погоде.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально не обделенный субъект исполь¬зует не меньше двух и не больше пяти цветов.
Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем слу¬чае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.
Дом
Дом, антропоморфное его понимание. Должна подозреваться органика. (Исключение — маленькие дети и случаи врожден¬ного слабоумия).
Дом грозный, старый, развалившийся. Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.
Замок принца или короля– истероидный, нарциссический. Стрый дом – «прошлое».
Дом изнутри/чертеж – аутичность вплоть до шизофрении.
Разные пристройки. Агрессия, направленная против факти¬ческого хозяина дома, или бунт против того, что субъект счита¬ет искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уре¬трального или/и анального интереса (преокупация).
Высотка – человек скрывается, обезличен, сопротивление, защита, мн.соц.контактов.
Труба. Фаллический символ, если субъект показывает его ценностную значимость. Эмоциональная зрелость и равнове¬сие. Символ (признак) теплоты в интимных отношениях. Фантазии.
Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологи¬ческой теплоты дома; испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола. Страх перед кастрацией.
Труба, ее акцентируемость. Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши). Усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Возможен уретральный эротизм или оральная преокупация (интерес к фаллосу).
Лишние детали: горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю конкретность с возмож¬ной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психосоматические заболевания.
Двери, их отсутствие. Субъект испытывает патоформные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особен¬но в домашнем кругу).
Дверь, нарисованная последней по очереди деталь. Антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от ре¬альности.
Двери открытые. Если дом жилой, это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые, одни или несколько. Отчуждение, уединение, избежание реальности. Значительная неприступность.
Двери очень маленькие. Нежелание пускать в свое «Я». Чув¬ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со¬циальных ситуациях.
Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Двери с большими шарнирами — враждебность, мнительная скрытность, защитные тенденции.
Дверная ручка, ее акцентирование. Чрезмерная фиксация на функции дверей или/и беспокойный интерес к фаллосу.
Крыша слишком большая. Поиск наслаждения в фантазиях.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована. Показывает, что индивид в контактах с другими
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома. Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающе¬еся с поверхностным дружелюбием.
Стена с акцентированным контуром основы. Тревога в рамках действительности. Субъект при попытке вытеснить в подсозна¬ние оппозиционные тенденции испытывает трудности.
Стена: контурные линии слишком акцентированы. Сознатель¬ное стремление сохранять контроль.
Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сте¬на. Если это боковая стена — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Если изображена передняя стена, это:
1 ) нормально для маленьких детей;
2) у взрослых — выражение сильной потребности сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.
Деревья. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости или/и доминирования родителей.
Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по обе стороны дорожки. Указы¬вает на незначительную тревогу в рамках реальности и созна¬тельное стремление контролировать ее.
Дым валит влево. Пессимистичный взгляд на будущее.
Дым очень густой. Значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Отсутствие окон. Враждебность, отчужденность.
Отсутствие окон на первом этаже. Враждебность, отчуж¬денность.
Окна: нет на нижнем, но имеются на верхнем этаже. Про¬пасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Окна с занавесками. Отчужденность, «резервная» доступ¬ность, либо теплота в семье.
Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развяз¬но и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность вза¬имодействием со средой (если это значимо для субъекта). Если занавески нарисованы легко, спонтанно, субъект способен к субтильным (рафинированным) контактам в домашнем кругу.
Окна, искажение пропорций. Чрезмерная озабоченность отно¬шениями с жильцами комнаты с непропорциональными окна¬ми (или предназначением этой комнаты (см. предназначение комнат).
Дерево
Дерево — базовый автопортрет.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном ли¬сте) — детское поведение, испытуемый не следует инструкции. Не стабильность личности.
Дерево мертвое. Показатель переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т. п.
Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури. Субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях.
Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей или ствола. Чувство разрушенности, растерянности, собственной непри¬емлемости.
Дерево, после гибели которого прошло некоторое время. От¬носительная длительность плохого приспособления или бес¬помощности (неработоспособности).
Дерево маленькое. Чувство малоценности и неадекватности. Желание уйти в себя, отрешиться.
Дерево большое, не помещающееся на листе. Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаж¬дение больше в деятельности, чем в воображении.
Яблоня. Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Часто изображается беременными или жаждущими ре¬бенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.
Ствол. Понимание субъектом своих возможностей, сил.
Ствол широкий у основания, быстро сужающийся. Недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие это¬го задержка созревания личности.
Ствол тонкий. Базовое чувство неадекватности инфантильность, молодость.
Ствол необычно большой. Чувство стеснения средой с тен¬денцией агрессивного реагирования в действительности или в воображении (что поможет установить структура и размеры структуры ветвей).
Ствол большой с маленькой листвой. Неустойчивое личност¬ное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспо¬собностью удовлетворять базовые потребности.
Ствол с акцентированным периферическим контуром. Созна¬тельное стремление сохранить контроль.
Повреждения дерева. Технический или физический опыт, травматичный для субъекта.
Общая высота дерева. Лист использован целиком — субъект хочет быть замеченным, рас-считывать на других, самоутверждаться.
Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой.
Ветви. Степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, до¬ступность и способность к получению удовлетворения от среды.
Ветви изображены штрихованием или закрашиванием. Если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой.
Ветви изображены иначе (не закрашены). Оппозиционные тенденции.
Структура веток:узкая и длинная. Боязнь в поисках удовлет¬ворения в среде.
Корни, уходящие в землю, ярко выраженные. Сильное стрем¬ление сохранить имеющееся восприятие действительности. Не¬защищенность. Корни – это также про опору.
Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в зем¬лю. Слабый контакт с реальностью. Параноидно-агрессивные черты.
Корни тонкие, слабый контакт с землей. Слабый контакт с реальностью.
Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней. Платформная оторванность от реальности (исключение — детские рисунки). У взрослых подозревается органика (при интеллекте среднем или выше среднего).
Контур земли в форме горы. Так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в мате¬ринской опеке.
Животное, выглядывающее из дупла в дереве. Ощущение на¬личия в личности патоформной, не поддающейся контролю части, имеющей разрушительные потенции, например навяз¬чивое чувство вины.
Тень. Фактор, способствующий укреплению тревоги на со¬знательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на на¬стоящем.
Человек
Человек. Точка зрения субъекта на его собственную персону (психологический и физический аспекты).
Профиль амбивалентный. (Определенные части тела изобра¬жены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны). Особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Человек: видимые нарушения пропорций по отношению правой или левой стороны. Нарушения сексуальной роли. Отсутствие личностного равновесия.
Человек без определенных частей тела. Указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих ча¬стей (актуально или символично изображенных).
Человек из палочек. Часто встречается у психопатов или утех, кому общение, с людьми в тягость.
Движение. Чем неприятнее, напряженнее, ожесточеннее, не¬произвольнее движение, тем больше оно патоформно.
Человек в беге. Возможны панические страхи.
Человек в контролируемом беге. Желание убежать. Уясненное себе стремление скрыться от кого-либо или достичь чего-либо.
Голова большая. Неосознанное подчеркивание убежденно¬сти о значении мышления в деятельности человека. Подчерки¬вание воображения как источника наслаждений. Если голова непропорционально велика по отношению к туловищу, подо¬зревается органика.
Голова маленькая. Часто встречается в рисунках обсессивных, компульсивных индивидов. Желание отвергнуть контроль разу¬ма, который не дает удовлетворять телесные влечения. Стремле¬ние обессивной личности к отрицанию болезненных пережива¬ний и вины.
Лицо подчеркнуто. Сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Если субъект старается при¬дать лицу счастливое выражение, наверное, он чувствует по¬требность сохранять нужное (ожидаемое) лицо.
Черты лица (включают глаза, уши, рот, нос).
Глаза изображены как пустые глазницы. Значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Страх
Нос сильно подчеркнут. Озабоченность фаллосом.
Рот сильно подчеркнут (см. черты лица). Психосексуаль¬ные отношения, фиксации,
Зубы, выдающиеся вперед. Агрессия (обычно только в рече¬вом плане).
Уши слишком подчеркнуты. Возможны слуховые галлюцина¬ции. Встречается у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие. Стремление не принимать никакой крити¬ки, заглушить ее.
Волосы. Признак мужественности (храбрости, силы, зрело¬сти) и стремление к ней. Фантазии.
Волосы сильно заштрихованы. Тревога, связанная с мышле¬нием или воображением.
Волосы не заштрихованы (не закрашены), обрамляют голову, как клещи. Субъектом управляют враждебные чувства.
Волосы длинные и не закрашенные. Сильно амбивалентные фантазии о сексуальных влечениях.
Борода и усы. Заместитель фаллоса, признак потребности демон¬стрировать мужественность.
Шея. Орган, символизирующий связь между сферой контро¬ля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Туловище. Местонахождение базовых потребностей и вле¬чений.
Отсутствие туловища. Отрицание телесных влечений. По¬теря схемы тела.
Туловище длинное и узкое. Шизоидные черты.
Туловище слишком крупное. Наличие большого числа неудо¬влетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое. Отрицание телесных влече¬ний или чувство унижения, малоценности.
Плечи, их размеры. Признак физической силы или потреб¬ности во власти.
Плечи мелкие. Ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи чрезмерно крупные. Ощущение большой силы или чрез¬мерная озабоченность силой и властью.
Плечи неравные. Нет внутреннего равновесия (возможно, из-а сексуального конфликта). Плечи слишком угловатые. Признак чрезмерной осторожно¬сти, защиты.
Плечи изящно нарисованы, округлены. Выражение ровной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы.
Груди очень подчеркнуты. Психосексуальные отклонения и фиксации, незрелость. Зависимость от матери.
Линия талии сильно подчеркнута. Сильный конфликт между выражением и контролем сексуачьных влечений.
Мышцы акцентированы, мало прикрыты одеждой. Выражает телесный «нарциссизм» / истероидность.
Руки в позиции защиты таза (бедер). Боязливое опасение сексуального приближения. Чрезмерный интерес к сексуаль¬ным проблемам.
Руки в карманах. скрытность, значение зависит, от того, что в карманах. секрет.
Руки скрещены на груди. Враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной. Нежелание уступать, идти на компромис¬сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
Руки напряженные и прижатые к телу. Неповоротливость, ригидность.
Широкие руки (размахрук). Интенсивное стремление к дей¬ствию.
Руки часто заштрихованы. Чувство вины из-за какого-ни¬будь реального или представляемого действия руками (напри¬мер, мастурбации, изнасилования).
Ноги широко расставлены. Откровенное пренебрежение (не¬подчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги скрещены. Защита от сексуального приближения.
Ноги недостаточно отделены друг от друга. Значительный сексуальный конфликт.
Ноги непропорционально длинные. Сильная потребность в не¬зависимости и стремление к ней.
Ноги слишком коротки. Чувство физической или психологи¬ческой неловкости.
Ступни. Признак подвижности (физиологической и психо¬логической) в межперсональных отношениях. Фаличность – особенно ботинки.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы). Враждебность.
Обрывчатые линии. Боязливая тревога, незащищенность.
Несоединенные линии, перемещение некоторых частей тела. Склонность к психозу.
Пациент нечаянно машинально пишет свое имя. Эгоизм, нар¬циссизм, не уверенность в своей идентичности.
Трубка. Концентрация на сексуальной сфере, укрепление мужского начала.
галстук сосредоточенность на сексуальной сфере. Средняяя линия – связь на матери.
РИСУНОК СЕМЬИ (можно предложить нарисовать его паре: на первом этапе терапии раздельно и не показывать др. другу/ нарисовать проблему в паре. При улучшении отношений общий рисунок ваших отношений. Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
• Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
• Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
• Кто в семье самый хороший и почему?
• Кто самый счастливый и почему?
• Кто самый грустный и почему?
• Кто больше всех нравится ребенку и почему?
Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
Выше/больше остальных, рисуется первым, другие вокруг него — исключительный статус. он изображается первым и помещается на переднем плане.
Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных- попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д.
На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже.
Эдип.период вариант нормы отдалять родителя своего пола.
Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.
НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Инструкция: Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.
1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый?
3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
4. Что оно ест? Что пьет?
5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?
6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат?
7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
8. Каково ему живется? Счастливо ли оно?
Ноги:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения,
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Хвосты
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.
Характер животного
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.).
вмонтирования механических частей в тело “животного”. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
НАЗВАНИЕ:
соединение названий животных– рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; название с лат. суфиксами – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума,
поверхностно-звуковые без всякого — легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями