Нарциссичный клиент

    По мнению многих психологов и психотерапевтов, современную культуру можно определить, как культуру нарциссизма. Основанием для этого является опыт работы с клиентскими запросами в психотерапии, при этом данная закономерность прослеживается во все мире.

Можно выделить следующие признаки нарциссизма (нарциссического расстройства личности):

  1. Не учитываются и обесцениваются интересы партнера. Нарциссической личности психологически трудно встать на место партнера и почувствовать желания, потребности Другого. Монопольное право на формулирование правил совместной жизни.
  2. Дистанция в эмоциональной сфере. Сложно и трудно дается осознание и вербализация своих чувств и переживаний. Нарциссу трудно просить, им проще требовать.
  3. Требовательность к другим в отношениях, низкая переносимость фрустрации в психологически близких отношениях.
  4. До уровня психологической навязчивости, может быть склонен к правильности и перфекционизму.
  5. Низкий уровень доверия к близким, даже если они пытаются заботиться. Нарцисс склонен во всем видеть подвох и корысть со стороны окружающих, по сути, он проецирует на других собственный образ «Я-плохой» (т.н. нарциссическое расширение). Вытесняя из собственного психического аппарата на других свою не принимаемую часть, он ощущает себя лучше. Т.о. в случае нарциссической динамики мы имеем дело с разнонаправленными тенденциями: с одной стороны нарцисс хочет близости и теплоты в отношениях, а с другой отталкивает и обесценивает.
  6. Поиск похвалы и внешнего одобрения. Для психики нарцисса важным является вопрос статуса и признания. Сколько бы нарцисс не получал любви им всегда будет мало и они ощущают себя не до любленными.
  7. Нарциссам трудно признать свои ошибки и извиняться.
  8. Идеализация с последующим обесцениванием в отношениях. Например, быстро влюбляются, видят избранника (считают его идеалом во всем), а потом, также быстро обесценивают. Т.е. нарциссу сложно принять, что в человеке существует одновременно то, что нам в нем нравится и, то, что вызывает негатив. Либо все и сразу, либо ничего.
  9. Часто возникает скука и ощущение пустоты внутри, иногда это сопровождается зависимостями (интернет, алкоголь и проч.).

Причины формирования нарциссического типа личности:

  1. Эмоциональная, психологическая депривация в семье. Забота есть, но лишь формально – нет интереса к внутреннему миру ребенка, либо он лишь на поверхности.
  2. Избалованный ребенок. Отсутствие эмоциональной, психологической любви к ребенку компенсировалось подарками и деньгами. Не было формирования границ: Реальности и Желаний; Я и Другие.
  3. Опыт функциональных отношений в прошлом. Ребенок был функцией для родителей, например: спасал от одиночества или насилия; должен был сделать, то, что не смог один родитель – стать музыкантом, спортсменом, врачом и проч.
  4. Условная любовь – «будь удобным для меня ребенком, тогда я могу тебя любить». От родителей идет негласное требование, не живи свою жизни и не будь собой, будь удобным для меня, т.к. я смогу тебя любить только таким.

Нарциссы способны уважать, лишь тех, кто сопротивляется им и не идет на уступки. Уступчивость для них признак слабости. Внутри нарциссической личности  много стыда, зависти и чувства собственной плохости. Терапевтическая конфронтация с нарциссом может состоять в демонстрации факта: «мне сложно быть с тобой, когда ты так себя ведешь». Важно спокойно показывать, что у Вас тоже есть права, благодарить за любые минимальные изменения. Признавать их потребности (это не тождественно удовлетворять все желания нарцисса).

Нарциссы, редко приходя на терапию, если проходят, то часто нарушают границы (переносят постоянно встречи, опаздывают, не приходят и проч.) В терапии важно поддерживать напряжение и контакт с обесцененной, никчемной частью внутри психики клиента. Разумный контакт с «плохим» образом себя в сознании клиента и легкая депрессия, более продуктивны для психотерапии, чем образ «всемогущего Я», т.к. в последнем состоянии «всемогущего контроля» клиент практически не доступен для психотерапии.

Также Вы можете почитать книгу А. Миллер «Драма одаренного ребенка»