Критерии психологического здоровья

Критерии психологического здоровья Критерии психологического(в названии раздела «психического»)здоровья Обобщая имеющийся в психологии материал относительно психологического здоровья, можно обозначить следующие критерии: 1. Умение любить. Способность принимать окружающих людей и выдерживать различия, ценить и уважать взгляд другого, даже если мы с ним не согласны. Понимать, что Другой всегда остается Другим, что бы мы ни делали. Наиболее интересно эту мысль сформулировал философ Просвещения Вольтер: «Я не согласен с вами, но я готов умереть, чтобы вы имели возможность говорить». Способность быть вовлеченным в отношения, открываться, несмотря на риск испытать душевную боль, характеризует психологически здоровую личность. Выстраивать подлинно теплые отношения, не обесценивая и не идеализируя человека. 2. Творчество. Креативность — одна из фундаментальных психологических потребностей человека. По существу, вся наша жизнь –это творческий акт: рост, работа, изменение мира. Трудности возникают, если мы становимся «одномерными людьми» (по выражению Э.Фрома), замкнутыми в системе дом-работа. Вместо творчества приходит автоматизм и стереотипность психологической жизни. 3. Способность к абстрактному и отвлеченному мышлению. Умение выйти за рамки привычного психологического шаблона. Осознавать, что мы имеем дело не с реальностью, а с миром социальных конструктов – мир такой, каким мы его воспринимаем. «Плохое» и «хорошее» — лишь наши системы координат, которые мы можем менять. 4. Безопасные отношения. Очень часто до прихода на психотерапию клиенты выбирают не самые удачные формы отношений, которые переполнены насилием, психологической зависимостью и др. патологическими компонентами. Очень важно остановить эту цепочку как можно раньше, в противном случае деструктивность и саморазрушение будут нарастать. Одна из целей психотерапии –помочь это исправить. Могу для примера обратиться к теории привязанности Дж. Боулби. Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный: люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник тепла и страха одновременно. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности, но одновременно «кусают» его. Например: «Люблю, хочу быть рядом с ним (ней) и одновременно, мучаю его (ее) своей ревностью». В данном случае немотивированная ревность может быть проявлением скрытой агрессии по отношению к объекту любви. К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Правда, это требует достаточно продолжительной психотерапии. 5. Психологическая автономность. Уметь понимать свои потребности, чувства и желания. Уметь удовлетворять их самостоятельно, а не требовать или ожидать, что это сделают за нас другие. Обратный процесс – «инвалидизировать» свое окружение, решая психологические проблемы за других. Не пытайтесь причинять насильно добро другим, особенно, если вас об этом никто не просит. 6. Принятие амбивалентности. Способность видеть свои сильные и слабые стороны, осознавать внутренние противоречия и уметь договариваться с самим собой. 7. Реалистичная и устойчивая самооценка. Объективно воспринимать себя и свои поступки. Способность разделять действия, мысли и саму личность. Психологически здоровый человек имеет сбалансированное представление о себе и своих качествах. 8. Способность осознавать и проговаривать свои чувства, быть эмоционально включенным. На вопрос психолога: «Что вы чувствуете?», — говорить о чувствах, а не о мыслях. Умение взглянуть на ситуацию отвлеченно, сохраняя стабильное Я. Навыки рефлексии, умение выдерживать стресс и напряжение без психосоматических расстройств и психологических срывов. 9 Большой репертуар психологических защит, умение использовать наиболее адаптивные формы защиты в каждой ситуации. 10. Баланс между «брать» и «давать». Человек способен спокойно принимать помощь окружающих, даже незнакомых людей и не теряться при этом. Умеет заботиться и отдавать, делиться с окружающими материальными и не материальными благами просто из любви или доброго отношения. 11. Чувство витальности. Ощущение полноты жизни. Многие депрессивные клиенты психологов описывают чувство внутренней пустоты, безжизненности, отсутствия радости. Зачастую, за этим скрываются психологические конфликты, которые необходимо решить, и тогда жизнь вновь обретет полноту и засияет всеми цветами радуги. 12. Принятие того, что мы не можем изменить. Способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Трудности возникают, когда человек пытается избегать и подавлять свои чувства, например: жизнь ставит на пути новые и новые испытания — а человек хочет всегда только радоваться, забывая о том, что взрослая позиция состоит в том, чтобы сначала приложить усилия — решить проблему, а затем радоваться и наслаждаться результатами своей деятельности. Нарушения в этой элементарной последовательности действий приводят к ощущению психологического напряжения. Если вы не обнаружили в себе каких-то из перечисленных выше качеств и хотели бы что-то изменить, значит самое время обратиться к психологу.