История возникновения и практика холотропного дыхания


Учебный видеоролик: «С. Гроф рассказывает о работе с телом на холотропной сессии».

В 1954 году, во время своего обучения на должность психиатра молодой ученый С. Гроф занимался изучением необычных состояний сознания. В период с 1975 по 1976 гг. С. Гроф, вместе со своей женой Кристиной, разрабатывают метод холотропного дыхания (от англ. holotropic breathwork) — комплекс дыхательной практики в психотерапии, ориентированный на самопознание и личностный рост. Холотропное (греч. holos — весь, целый и tropos — поворот, направление) дыхание является мощным методом глубинной психотерапии и поэтому имеет определенные противопоказания к широкому применению, им не рекомендуется заниматься одному, без помощи опытного инструктора. Технически он состоит в глубоком и частом дыхании, лежа под громкую музыку. Холотропное дыхание синтезировано из многих приемов психотерапии Запада (телесно-ориентированная терапия, психосинтез, арт-терапия, гештальт, психоанализ), а также включает в себя основы восточных философий. На основании своих клинических наблюдений Станислав Гроф сделал вывод, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем, который использовал Фрейд, а включает в себя и перинатальный уровень, а также трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей, а также процессами и закономерностями неживой природы.

С. Гроф первый ввел понятие трансперсональной психологии. В основе философских представлений трансперсональной психологии лежит юнгианская идея о том, что сознание не тождественно мозгу. К.Г. Юнг, в разработанном им учении о коллективном бессознательном, в значительной степени отошел от европейской традиции понимания сознания и в своих идеях использовал элементы восточных философских учений. Психика, на его взгляд, располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником целительных сил является коллективное бессознательное. Задача психолога, в контексте трансперсональной психологии, сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблемы с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации по заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. Доступ на эти уровни возможен с помощью трансовых техник и различных медитативных приемов.

В ходе своей работы Станислав Гроф столкнулся с интересным фактом – независимо от образования, пола, психического статуса, личностных проблем и других критериев, переживания всех участников в процессе терапии имеют много схожего. Клиенты воскрешали в памяти период внутриутробного развития, процесс рождения, а также рассказывали о впечатлениях, которых они не имели и не могли иметь в реальности. Пациенты оказывались участниками событий из других исторических эпох, ощущали идентичность с животными и растениями, созерцали фантастические образы микро- и макромиров. Особенно захватывающими были чувства единства со Вселенной, растворения в Бытии, исчезновения субъект-объектных отношений, переживания эго. Этому сопутствовало ощущение выхода «на другой уровень осознания», переживание сверхзначимости открывающихся истин. Эти наблюдения привели Грофа к убеждению, что «карта внутреннего пространства» включает в себя, кроме сознания и традиционно понимаемого бессознательного, две дополнительные важные сферы: перинатальный уровень психики, который относится к нашим переживаниям рождения, и трансперсональный уровень, выходящий далеко за пределы обычных ограничений нашего тела и эго.

Опытные наблюдения за переживаниями клиентов в процессе холотропных сессий позволили С. Грофу выстроить следующие уровни прохождения сессий:

1. Сенсорно-эстетический уровень. Возникает обычно на первых сессиях, характеризуется онемением в конечностях, мышечными блоками, головокружением, различными визуальными образами.

2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого). Эта стадия соответствует фрейдовскому понятию бессознательного и представляет собой возвращение к различным моментам, событиям и этапам своего прошлого как вытесненного, так и доступного сознанию. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания – Системы Конденсированного Опыта (СКО). СКО — это динамическое сочетание воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств — депрессии, тревожности, фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т.п. Любая из систем конденсированного опыта, по мнению Грофа, имеет характерную для нее тему. Например, единичная констелляция СКО может содержать в себе все основные воспоминания о событиях, связанных с оскорблениями, унижениями и стыдом. Общим знаменателем еще одной СКО может быть ужас переживаний клаустрофобии, удушья и чувств, связанных с гнетущими и ограничивающими обстоятельствами. Отвержение и эмоциональные лишения, ведущие к недоверию другим людям, — это еще один весьма распространенный мотив СКО. Особо важными считаются системы конденсированного опыта, включающие в себя перинатальную область, а также те случаи, когда наше физическое здоровье или жизнь находились в опасности.
СКО является не просто хранилищем и рубрикатором воспоминаний. Она представляет собой нечто вроде схемы реагирования, переживания, переработки впечатлений. Когда поступает впечатление, оно вписывается в одну из СКО, активизирует ее, запускает накопленные в ней реакции. СКО воздействуют на каждую из областей нашей эмоциональной жизни — восприятие себя, других и окружающего мира. Это движущие силы, стоящие за эмоциональными и психосоматическими симптомами и подготавливающие почву для наших трудностей в отношениях с самими собой и людьми.

3. Перинатальный уровень. Отражает проживание клиентом последовательно эмбрионального периода с последующим рождением. На этой стадии регресс клиента идет как на уровне телесных реакций (движения тела, рефлексы), так и аффективной составляющей. На мой взгляд, Гроф расширил учение Отто Ранка о травме рождения, он ввел понятие динамики предродового развития, в то время как для Ранка травма рождения была чем-то единым. Клинический аспект заключается в том, что человек в процессе дыхательной сессии вторично проживает перинатальный период и свое рождение, испытывая при этом те же «чувства», что испытывал, находясь в материнской утробе и проходя через родовой канал. Исходя из стадий развития плода и родов, С. Гроф разработал базовые перинатальные матрицы (БПМ).

Первая перинатальная матрица (БПМ-1), обозначена у С. Грофа, как «полнота бытия”. Она формируется в период внутриутробного развития. Если условия существования в здоровом материнском организме близки идеальным: происходит удовлетворение всех потребностей — питания, удаления отходов, снабжения кислородом; эмбрион ощущает умеренные колебания температуры, шума, вибрации, тактильных раздражений; он находится в условиях полной безопасности. Соответственно, психологические образы этой матрицы в эмоциональном отношении окрашены позитивно — в них присутствует представление об абсолютно комфортной среде обитания и безмятежно-счастливой, свободной от проблем, усилий и страданий жизни. Именно эта матрица управляет образами райского блаженства, представленными в столь многих религиях.
Дискомфорт в безмятежное существование эмбриона могут внести неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие через материнский организм — алкоголь, никотин, загрязненная окружающая среда, стресс, 
нежелание матери иметь ребенка и т.д. В связи с этим, данная матрица способна порождать такие негативные образы, как демоны, ядовитые воды, сточные канавы. Первая матрица является ключевой и во многом определяет жизнь человека: его доверие к миру, чувство безопасности, осмысленность и нужность своего существования. Клинически, во взрослой жизни, эта матрица может проявляться в форме суицидальных и саморазрушительных действий, онкологических заболеваний, экзистенциального голода и потере смысла жизни.

Более мрачными являются образы второй  перинатальной матрицы БПМ-2, названной С. Грофом «изгнание из рая”. Она формируется на первой стадии родов, которая в биологическом отношении характеризуется изменением гормонального фона и интенсивной мышечной деятельностью матки. Весь прежний мир эмбриона неожиданно рушится, что вызывает огромный физический дискомфорт. Психологический фон этой матрицы — ощущение сильной тревоги, угрозы, переживание агонии. Источник опасности, нависшей над всем миром, над Вселенной, — загадка и непостижимая тайна. Доминирует чувство безнадежности, представление о времени отсутствует, поэтому мучение кажется вечным. Сопутствующее БПМ-2 эмоциональное состояние — отчаяние, безнадежность, вина, смятение, растерянность, чувство собственной неполноценности; сюда же присоединяются различные страхи — умереть, никогда не вернуться назад, сойти с ума. Эта матрица позже может заявить о себе в таких болезненных состояниях, как паранойя, клаустрофобия, депрессия; во взрослой жизни ею обусловлены потеря инициативы, ощущение бесцельности, отсутствие интереса к жизни, неспособность чему-либо радоваться, а также чувство изоляции, отчуждения, беспомощности, метафизического одиночества.

Третья перинатальная матрица (БПМ-3) соответствует второму этапу появления младенца на свет, когда он, проходя через родовые пути, испытывает колоссальное давление на голову и тело. Все болезненные и травмирующие переживания остаются, но пассивное страдание сменяется активным сопротивлением. Это период борьбы за достижение абсолютной по притягательности цели, в нем задействованы колоссальные конфликтующие энергии, вовлеченные в процесс рождения. Эмоциональные составляющие третьей матрицы — переход от беспомощности к свирепости, освобождение чудовищной агрессии, взрывное напряжение, обладающее саморазрушительными элементами. Актуализация соответствующей матрицы у взрослого человека влечет за собой переживания и образы, связанные с насилием, враждебностью, войной, а также сексуальные и садомазохистские мотивы; индивид может ощущать себя одновременно жертвой, палачом и убийцей. Последняя, четвертая перинатальная матрица (БПМ-4) «переживание смерти и возрождения». Она основывается на заключительной стадии рождения — появлении младенца на свет и первом вдохе.

Проведение холотропных сессий

Дыхательная сессия проводится в затемненном, хорошо проветриваемом теплом помещении, защищенном от посторонних звуков. Дышащему предлагается лечь на спину на коврик в открытую позу (не скрещивать руки и ноги), закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Если возникнет желание двигаться, кричать, или как-то выразить появляющиеся чувства, рекомендуется это сделать. Рядом с клиентом всегда находится помощник – ситтер, который при необходимости будет готов помочь дышащему. В процессе работы большое внимание уделяется работе с телом холонавта. На мой взгляд, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать содержание холотропного дыхания, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу. Предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота – оставляются на выбор интуиции клиента. Увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время холотропного дыхания, очень различно у разных людей.

Физическое напряжение во время холотропного дыхания, возникающее в определенных частях тела, как правило, имеет сложную психосоматическую структуру. В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием я применяю специальную, соответствующую этим состояниям, музыку. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.
Согласно С. Грофу, 
в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и существует напряжение, человеку предлагается выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.

С физиологической точки зрения основным элементом всех дыхательных психотехник является гипервентиляция различной степени глубины. Как известно, гипервентиляция — это повышенная вентиляция, существенно превышающая ту, которая необходима для удовлетворения обмена веществ. При развитии гипервентиляции нарушается гомеостаз. Это обусловлено тем, что из организма «вымывается» углекислый газ. Величина парциального давления СО2 в легочном воздухе снижается, вследствие чего неизбежно развивается дыхательный алкалоз — рН возрастает, происходит защелачивание крови. Наряду с изменением химического состава крови происходит изменение некоторых графоэлементов электроэнцефалограммы (гиперсинхронизация и увеличение мощности медленноволновой активности, возникновение значительных — от 50 до 150%,  как правило, правосторонних межполушарных асимметрий, изменение привычных пространственных градиентов).

Симптомы во время холотропной сессии представляют собой заблокированную энергию и предельно конденсированный опыт, т. е. симптоматика не только является проблемой, но и предоставляет возможность выздоровления. Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении энергии, «застрявшей» в психопатологической симптоматике, и преобразовании стационарного баланса энергии в поток переживаний. Главная рекомендация состоит в том, чтобы прислушиваться к внутренним процессам организма и следовать им. Основной принцип телесного вмешательства — фиксация внимания на телесных проявлениях дискомфорта. Независимо от характера и локализации проблемы предлагается усилить симптомы (напрячь мышцы, принять положение, усиливающее боли, и т.п.). Такое напряжение необходимо сохранять как можно дольше. Неприятные ощущения могут быть усилены с помощью массажа или надавливания на болезненную область.
Основная часть сеанса проводится в затемненном отдельном помещении, изолированном от всяких внешних воздействий, создающем возможность свободы самопроявлений. На полу мягкие матрацы, подушки из мягкого материала. Особенность техники дыхания определяется самими участниками. Роль ситтера обычно сводится к наблюдению за частотой дыхания, контролю за его большей интенсивностью, чем обычно, а 
также, при необходимости, телесным воздействиям. Разговоры на этом этапе сеанса не поощряются. В дальнейшем, в обязанность ситтера входит наблюдение за состоянием участника и помощь в нужные моменты (подкладывание подушек, недопущение столкновения участников между собой и т.п.). Частая ошибка начинающих ситтеров – это желание «причинить добро» своему холонавту. Обычно это характерно для клиентов, у которых в повседневной жизни имеются проблемы с границами, и это уже повод для индивидуальной консультации психолога.

Продолжительность сеанса не регламентируется, обычно продолжительность сессии составляет 2-3 часа. В заключительной части холотропного дыхания участники обмениваются опытом переживаний, рисуют мандалы. Процедура рисования мандалы очень проста: на большом листе бумаги в контуре круга наносятся произвольные рисунки. Это могут быть комбинации цветов, абстрактные рисунки или образы, отражающие переживания основной части сеанса. Наиболее терапевтично, на мой взгляд, рисовать, положив лист бумаги на зеркало, т.е. участники рисуют как бы на своем отражении. После сессии холотропного дыхания обязательна интегрирующая консультация психолога. Участники холотропных сессий в круге, каждый по очереди, проговаривают психологу-консультанту и группе свои переживания, образы и идеи, посетившие их.

Музыка во время сессии имеет особое значение, поскольку не только усиливает эффект гипервентиляции, но и обладает собственным специфическим воздействием на сознание — помогает «обнаружить» вытесненные эмоции и выразить их. Внутри сессии можно продифференцировать следующие части, которые плавно переходят друг в друга:

1. Энергетизация — 10 минут. 2. Барабаны, активная часть 30-40 минут, до спада динамики группы. 3. Драма 10-15 минут. 4. Завершение 15-20 минут. 5. Созерцание, интеграция около 20 минут, до завершения. Музыка на первой, второй и третьей части, должна быть достаточно мощной, чтобы поддержать борьбу и эмоции, далее она становится все более созерцательной и мечтательной. Последние несколько фрагментов должны быть очень тихими, возможно, это будет пение китов и дельфинов, океанский прибой или звуки природы. За годы работы психологом и проведения разнообразных дыхательных практик от холотропного дыхания до ребёфинга у меня собралась обширная коллекция музыкальных треков (около 75 Гб), учебных видеороликов,посвященных данной тематике. Все интересующиеся подобной подборкой (музыка для холотропного дыхания) могут приобрести эту музыкальную коллекцию для холотропных сессий.

Опираясь на имеющийся опыт, могу сказать, что лучше всего совмещать «обычную разговорную» консультацию психолога и холотропные сессии. Холотропное дыхание не панацея, как и любой метод, он имеет свои ограничения (некоторые его сравнивают с психохирургией). На мой взгляд, ряд вопросов невротического уровня, поведенческие паттерны более удачно можно решить на обычной психотерапевтической сессии. Более «глубинные» проблемы, особенно те, которые на взгляд психолога имеют перинатальную этиологию, или работа с потерями, травмами удачно разрешаются на холотропной сессии.

Поскольку поднятые в процессе работы переживания могут быть достаточно эмоционально насыщенны, то имеются медицинские противопоказания в работе данным методом с некоторыми пациентами. Конечное решение об участии клиента в сессии принимает психолог-консультант, даже если клиенту противопоказан холотроп, в ряде случаев, клиент может ограничиться ролью ситтера.
Естественно, степень эффективности зависит во многом от личности клиента, 
и с некоторыми пациентами данный метод может давать незначительный, или нестойкий результат. Ряд глубинных проблем могут потребовать нескольких сессий, большинство участников дыхательных практик приходят, как правило, не в первый раз. Холотропное дыхание, как я его вижу, это скорее способ разрядки внутренней психической энергии (истоки которой могут быть в далеком прошлом), чем способ простраивания новой личности. Т.е. поведенческие изменения по результатам сессии часто не так заметны, как то облегчение, которое человек испытывает в итоге от самовыражения.

Впрочем, лучше один раз «подышать», чем сто раз прочитать статью о холотропном дыхании. Если вас заинтересовал это метод, вы можете позвонить мне и записаться в удобное для вас время на сессию холотропного дыхания.