Детский психолог
Нарушение ролевой и структурной модели в психологических отношениях в семье зачастую находит свое выражение в детском поведении. Приведу примеры неконструктивных психологических ролей, которые могут неосознанно брать на себя дети (может быть, в некоторых из них находились Вы или ваши близкие в детстве). Все эти случаи требуют психологической помощи.
«Семейный герой»
Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок психологически выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.
В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором, или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.
Сверхуспевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном и психологическом развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.
Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой психологической самооценки и неуверенности в себе.
«Козел отпущения»
В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому — хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным «козлом отпущения», отвлекая внимание от психологических затруднений в паре.
Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного психологического «я» он основывает на знании, что он «плохой», и он тяготеет к друзьям, подобно ему имеющим низкую самооценку.
Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным проявлением подросткового мятежа, «козел отпущения» часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного психического пристрастия еще до окончания юношеского возраста.
Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто «козлы отпущения» готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят ребенка вне брака, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся психологически очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.
«Потерянный ребенок»
«Потерянные дети» страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого предпочитают «плыть по течению». Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, убежденные в том, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.
Становясь взрослым, «потерянный ребенок» продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства. Душевную обособленность и апатию «потерянного ребенка» часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.
«Семейный шут» или «фамильный талисман»
Эти необычайно восприимчивые в психологическом плане дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.
Взрослея, «семейные шуты» часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к скрытым за ним ранам.
Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.
Во всех указанных случаях требуется профессиональная психологическая работа как с ребенком, так и со всей семьей в целом. Чем раньше Вы обратитесь за психологической помощью – тем легче можно будет помочь!
В детском возрасте закладываются психологические основы развития личности. Оттого, насколько удачно и гармонично будет пройден этот этап в жизни ребенка, зависит его последующая жизнь. До подросткового возраста (а иногда, к сожалению, и дольше) дети находятся в очень тесных отношениях со своими родителями, поэтому, если у ребенка проблемы, первое, на что нужно обратить внимание — «что происходит в семье?»И тогда мы поймем, «что происходит с ребенком». Не нужно лечить ребенка — необходимо помочь быть счастливыми его родителям, и тогда, видя позитивный пример в семье, ребенок сам начнет меняться.
Вы можете также ознакомиться с материалом интернет-зависимость (подростки), трудный ребенок. Советы психолога