Вещие сны и психоанализ
Также вы можете ознакомиться другими материалами, посвященными психоанализу.
Существуют различные методические подходы к работе со снами (психодрама, гештальт, арт-терапия, трансперсональные осознанные сновидения и т.д.), но наибольшей популярностью и известностью за свою глубинную проработку пользуется психоаналитическая техника. В своих «Лекциях по введению в психоанализ» З. Фрейд рассматривает сон в двух модальностях: «явное содержание сновидения» — это то, что вспоминается при пробуждении (взаимосвязанные образы, речь, содержание чувственных компонентов); и скрытую, или «латентную», часть, отражающую работу бессознательного, до которой предстоит добраться в процессе психологического консультирования.
С точки зрения Фрейда, содержание нашего бессознательного проявляется в событийности сна в измененном, трансформированном виде. Это изменение происходит благодаря применению таких форм архаических защит, как смещение, сгущение и замещение. Их смысл: сохранить стабильность сна, т.е. избежать пробуждения и не допустить на поверхность сознания вытесненный травматический опыт. Во время сна происходит определенный регресс в детство: спящий может принимать позу эмбриона, ослабляются психические защиты. Если мы вспомним детские сны, то часто в них предстает реализация желаний, потребностей, фантазий маленького ребенка. Похожая ситуация наблюдается и во взрослых сновидениях, но лишь с тем отличием, что сны взрослых более сложные и многоуровневые. За пугающей на первый взгляд сновидческой сценой могут стоять совсем иные события и факты. Каждый сон — это вселенная, состоящая из множества уровней и смыслов. Один и тот же сон может иметь множество трактовок, и все они могут быть актуальными для анализанда.
В содержании сновидений можно условно выделить поведенческий, любовный, сексуальный, мировоззренческий и многие другие пласты жизни, актуальные для клиента. В ряде панорамных сновидений (когда имеет место несколько сцен) можно дифференцировать образы «Я-в прошлом», «Я-в будущем», «Я-в настоящем» и т.д. Как Вы заметили, анализ сновидения достаточно емок по содержанию и глубине работы, а также может быть затруднителен для работы начинающих психологов, тем более неспециалистов, желающих провести самоанализ. Воспоминания о прошедшем дне (т.н. дневные остатки) часто представляют собой непосредственный источник материала для формирования сновидений, они очень важны в процессе психологического консультирования. Сновидческая реальность лишена линейной, однозначной трактовки. Все элементы, образы и символы, возникающие в сновидении, имеют ассоциативную привязку к содержанию нашего бессознательного.
Использование психологических защит может трансформировать сновидческую реальность до неузнаваемости: действующие лица сна могут скрывать за собой как части (субличности) сновидца, так и реальных лиц, окружающих нас, но изменившихся до неузнаваемости. Приведу простые примеры: страшные сны, где с Вами или значимыми для Вас людьми происходят трагические события, могут означать:
— внутреннее, подавленное желание наказать себя или значимое для Васлицо;
— желание близости, любви. Ведь сексуальная активность — это всегда определенная агрессия. Например, хрестоматийный страшный сон старой девы, за которой гонится толпа мужчин с большими кинжалами, полон сексуальной атрибутики, половая неудовлетворенность клиентки — это то первое, что бросается в глаза в этом сновидении. Если же в процессе анализа этого сновидения мы решимся заглянуть за чувство сексуального голода клиентки, то вполне вероятно, мы выйдем на представления о себе и мире, и уже здесь мы сможем столкнуться с чувством одиночества, ненужности, бессмысленности прожитых лет, с горем, печалью и т.д. Если перейдем с мировоззренческого пласта на уровень семейной системы клиентки, то, вероятно, здесь обнаружится напряжение в ее родительской семье (возможно, фиксация на отце, либо симбиотические отношения с матерью). Конечное и решающее слово всегда остается за клиентом. Только клиент, автор и творец сна, знает глубинный смысл сна, хотя иногда психоаналитик может видеть чуть глубже, чем это представляет себе клиент. Но в таких случаях Фрейд рекомендовал «не говорить больше, чем способен сказать клиент». Подобная техника молчания позволяет соблюсти экологию терапевтического пространства и избежать ряда ошибок.
Помимо «страшных» сновидений интерес психолога в процессе консультации вызывают повторяющиеся сны. Такие сновидения обычно являются одним из способов решения конфликта — проработкой психотравмирующих переживаний и совладанием с ними на бессознательном уровне. Эти сны можно рассматривать как особую форму усвоения информации, способствующую решению эмоциональным проблемам. Например, люди, перенесшие травмирующие в прошлом события (участники боевых действий, заложники, жертвы насилия), могут снова и снова возвращаться в те травмирующие события в своих снах, пытаясь найти решение для себя на символическом уровне, при этом иногда в сновидении сновидческое –Я, в попытке решения внутренних конфликтов и противоречий, может само выступать агрессором, меняясь ролью с жертвой.
В любом случае, повторяющиеся сновидения – очень важная и значимая часть динамической психотерапии, они заслуживают детального разбора и проработки.
Обычно трактовка сновидения начинается со сбора «дневных остатков», воспоминаний, событий прошлого дня. Далее клиент рассказывает психологу весь сон в настоящем времени (как будто это происходит здесь и сейчас), насыщает его чувствами, мыслями, желаниями, подробно описывает обстановку, действующих лиц, предметы и т.д. После этого психолог может перейти к анализу сна. Анализировать можно по сценам (если сон длинный и с богатой сюжетной составляющей), либо анализировать весь сон целиком, если он достаточно краток. Собирается ассоциативный материал, отслеживаются воспоминания, проекции и т.д., на основании чего становится возможной трактовка сновидения.
Фрейд называл сновидения «царской дорогой в бессознательное». Толкование сновидений стало одним из наиболее важных элементов аналитической работы. Использование сновидений в терапии помогает вскрывать бессознательные проявления психического содержания, интегрировать детские фантазии, связывать конфликты и защиты со скрытым содержанием, проявляющимся в актуальном поведении и переносе.
Если у Вас есть интересные сны, которые Вы хотели бы обсудить, я буду рад Вас видеть у себя на психологической консультации.